Кабинет ранней помощи
Кабинет ранней помощи
Кабинеты ранней помощи
Программы раннего вмешательства были впервые разработаны странах Западной Европы для детей первых трех лет жизни. Их цель – как можно раньше выявить проблемы или нарушения в развитии ребенка и оказать соответствующую помощь ребенку и его семье.
Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2016 принята Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации. Согласно Концепции, принято использовать термин «ранняя помощь» вместо термина «раннее вмешательство». В последние годы на базе медицинских и образовательных учреждений созданы кабинеты ранней помощи.
Согласно своей цели, программы ранней помощи охватывают период с момента рождения ребенка до достижения ребенком возраста, когда он должен идти в дошкольное учреждение (в некоторых случаях программа может быть продолжена до школьного возраста).
Программы ранней помощи предназначены для всех семей с детьми, имеющими риск отставания или нарушения в развитии. Иногда с момента рождения ребенка может быть очевидным, что семье потребуется поддержка специалистов в его развитии. Часто это касается детей, которым сразу после рождения был поставлен диагноз (например, синдром Дауна), детей, родившихся недоношенными, с малой массой тела, или детей, которые были прооперированы сразу же после рождения. Даже до того, как ребенок будет выписан домой из больницы, родители могут нуждаться в консультации специалистов по ранней помощи о том, как развивать ребенка. Некоторые дети могут появиться на свет без каких-либо проблем, но их развитие может происходить медленнее, чем у остальных детей, или отличаться от типичных образцов развития.
Семейно-центрированный подход-это, когда члены семьи рассматриваются в ранней помощи, как ключевые партнеры, которые используют повседневную деятельность и распорядок дня в качестве контекста для обучения ребенка
Специалисты, оказывающие услуги ранней помощи, имеют ограниченное количество часов контакта с ребенком в то время, как родители контактируют с ребенком 10-12 часов каждый день, поэтому у родителей есть большие возможности для улучшения развития своего ребенка. Роль специалистов ранней помощи заключается в совместной работе с семьями и использовании стратегий коучинга для развития навыков, знаний, компетенций и уверенности родителей, чтобы они могли предоставить ребенку возможности обучения, способствующие развитию.
В службе ранней помощи работает междисциплинарная команда специалистов (в соответствии с МКФ - педагог, логопед, психолог, врач, специалист по адаптивной физической культуре).
Команда специалистов следует единым принципам оценки развития ребенка.
Для достижения лучших результатов развития ребенка члены команды взаимодействуют между собой в процессе планирования и реализации программы ранней помощи.
Ранняя помощь детям и их семьям, основанная на ежедневных рутинах, фокусируется на внедрении возможностей обучения ребенка в повседневную жизнь семьи для достижения функциональных результатов, а именно вовлеченности детей, независимости, социальных отношений и удовлетворенности семьи распорядком дня, что в итоге улучшает функционирование ребенка и семьи.
Индивидуальные программы ранней помощи направлены наразвитие всех базовых навыков, а также любых навыков, которые ребенок осваивает в течение первых трех лет жизни. А именно:
- Двигательные навыки (дотягиваться и брать игрушки, поворачиваться, ползать, ходить)
- Когнитивные навыки (думать, помнить, решать поставленные задачи);
- Коммуникативные навыки (слушать обращенную к нему речь, понимать, разговаривать);
- Социально-эмоциональные навыки (играть, взаимодействовать с другими людьми, проявлять чувства);
- Навыки самообслуживания (кушать, одеваться, мыться).
Индивидуальные программы ранней помощи носят непрерывный и длительный характер, предполагают регулярные консультативные встречи семьи со специалистами.